Заклинания

Заклинания

Заклинания

В этой главе приводятся правила сотворения заклинаний. Она также включает описания распространенных заклинаний в мирах Dungeons & Dragons. Эти заклинания используются многими классовыми способностями, магическими предметами и чудовищами.

Получение заклинаний

Прежде чем вы сможете сотворить заклинание, вы должны иметь подготовленное заклинание в своём уме или иметь доступ к заклинанию из магического предмета, например, Свитка заклинания. Ваши способности определяют, к каким заклинаниям у вас есть доступ (если таковые имеются), есть ли у вас всегда подготовленные определённые заклинания, и можете ли вы изменить список подготовленных вами заклинаний.

Подготовка заклинаний

Если у вас есть список подготавливаемых заклинаний уровня 1+, в вашем умении, отвечающем за сотворение заклинаний, должно быть указано, когда вы можете изменить этот список, а также количество заклинаний, которые вы можете изменить, как указано в таблице «Подготовка заклинаний по классам».

Подготовка заклинаний по классам

Класс Измените, когда вы... Количество заклинаний
Жрец Завершите долгий отдых Любое
Волшебник Завершите долгий отдых Любое

Большинство чудовищ, использующих заклинания, не меняют свои списки подготовленных заклинаний, но Мастер волен изменять их.

Всегда подготовленные заклинания

Определенные умения могут дать вам заклинание, которое будет у вас всегда подготовленным. Если у вас также есть список подготовленных заклинаний, которые вы можете менять, всегда подготовленное заклинание не учитывается в количестве заклинаний этого списка.

Сотворение заклинаний

Каждое описание заклинания содержит ряд пунктов, содержащих сведения, необходимые для сотворения заклинания. В следующих разделах объясняется каждый из этих пунктов, которые идут за названием заклинания.

Уровень заклинания

Каждое заклинание имеет уровень от 0 до 9, который указан в описании заклинания. Уровень заклинания — это показатель его силы. Кантрипы — простые заклинания, которые можно творить почти машинально — имеют уровень 0. Правила для каждого класса заклинателей определяют, когда его члены получают доступ к заклинаниям определённых уровней.

Ячейки заклинаний

Заклинания отнимают много сил, поэтому заклинатель может сотворить лишь ограниченное количество заклинаний уровня 1+, после чего ему потребуется отдых. Ячейки заклинаний — это основной способ представления магического потенциала заклинателя. Каждый класс заклинателей предоставляет своим членам ограниченное количество ячеек заклинаний определённых уровней. Например, у волшебника 3-го уровня есть четыре ячейки заклинаний 1-го уровня и две ячейки 2-го уровня.

Когда вы творите заклинание, вы расходуете ячейку уровня этого заклинания или выше, фактически «заполняя» ячейку заклинанием. Представьте, что ячейка заклинания — это паз определённого размера: маленький для ячейки 1-го уровня и большой для ячейки заклинания более высокого уровня. Заклинание 1-го уровня помещается в ячейку любого размера, а заклинание 2-го уровня помещается только в ячейку не ниже 2-го уровня. Поэтому, когда Волшебник 3-го уровня творит Волшебную стрелу, заклинание 1-го уровня, он тратит одну из четырёх ячеек 1-го уровня, и у него остается три.

Завершение Долгого отдыха восстанавливает все израсходованные ячейки заклинаний.

Сотворение заклинаний без ячеек

Существует несколько способов сотворить заклинание, не тратя ячейку:

Кантрипы. Кантрип не требует ячейки заклинания.

Ритуалы. Некоторые заклинания имеют пометку «Ритуал» в пункте «Время произнесения». Такое заклинание можно сотворить, следуя обычным правилам произнесения заклинаний, или же его можно сотворить как Ритуал. Ритуальная версия заклинания требует для сотворения на 10 минут больше времени чем обычно, но она не расходует ячейку заклинания. Чтобы сотворить заклинание как ритуал, заклинатель должен его подготовить.

Особые способности. У некоторых персонажей и чудовищ есть особые способности, которые позволяют им творить определённые заклинания без ячейки заклинания. Это сотворение обычно ограничено другим способом, например, его можно применять ограниченное количество раз в день.

Магические предметы. Свитки заклинаний и некоторые другие магические предметы содержат заклинания, которые можно творить без ячейки заклинания. В описании такого предмета указано, сколько раз с его помощью можно сотворить заклинание.

Использование слота заклинания более высокого уровня

Когда заклинатель творит заклинание, используя ячейку, уровень которой выше, чем у заклинания, заклинание принимает более высокий уровень для этого сотворения. Например, если Волшебник творит заклинание Волшебная стрела используя ячейку 2-го уровня, эта Волшебная стрела становится 2-м уровнем. По сути, заклинание расширяется, заполняя ячейку, в которую оно помещено.

Некоторые заклинания, такие как Волшебная стрела и Лечение ран, оказывают более мощный эффект при сотворении их более высоким уровнем, как подробно описано в описании заклинания.

Школа магии

Каждое заклинание принадлежит к определённой школе магии. Список школ представлен в таблице «Школы магии». Эти категории помогают описывать заклинания, но не имеют собственных правил, хотя некоторые другие правила на них ссылаются.

Школы магии

Школа Типичные эффекты
Ограждение Предотвращает или устраняет вредные последствия
Вызов Перемещает существ или предметы
Прорицание Раскрывает информацию
Очарование Влияет на умы
Воплощение Направляет энергию на создание эффектов, которые часто разрушительны.
Иллюзия Обманывает разум или чувства
Некромантия Манипулирует жизнью и смертью
Преобразование Преобразует существ или предметы

Списки заклинаний класса

Если заклинание входит в список заклинаний класса, название класса указывается в скобках после школы магии заклинания. Некоторые умения добавляют заклинание в список заклинаний персонажа, даже если персонаж не является членом класса, указанного в скобках.

Время сотворения

Большинство заклинаний требуют действия Магия для сотворения, но некоторые заклинания требуют Бонусного действия, Реакции или 1 минуты и более. В пункте «Время сотворения» указывается, какое из этих действий требуется.

Одно заклинание с ячейкой заклинания за ход

За один ход вы можете потратить только одну ячейку заклинания, чтобы сотворить заклинание. Это правило означает, что вы не можете, например, сотворить заклинание, использующее ячейку, действием Магия и ещё одно Бонусным действием в тот же ход.

Триггеры Реакции и Бонусного действия

Заклинание, время сотворения которого — Реакция, творится в ответ на событие, указанное в пункте «Время сотворения». Некоторые заклинания, время произнесения которых — Бонусное действие, также творятся в ответ на событие, определённое в заклинании.

Долгое время сотворения

Определённые заклинания, включая заклинание, творимое как ритуал, требуют больше времени на сотворение: минуты или даже часы. Пока вы творите заклинание со временем произнесения 1 минуту или более, вы должны использовать действие Магия каждый свой ход, и вы должны поддерживать Концентрацию (см. глоссарий правил) пока вы это делаете. Если ваша Концентрация нарушена, заклинание проваливается, но вы не тратите ячейку заклинания. Чтобы снова сотворить это заклинание, вам придется начать всё сначала.

Дальность

Дальность заклинания указывает, на каком расстоянии от заклинателя может возникнуть эффект заклинания, а описание заклинания определяет, какая часть эффекта ограничена этой дальностью.

Дальность обычно принимает одну из следующих форм:

Дистанция. Дальность выражается в футах.

Касание. Эффект заклинания возникает на чём-то, чего должен коснуться заклинатель, как определено в заклинании.

На себя. Заклинание творится на заклинателя или исходит от него, как указано в заклинании.

Если заклинание имеет перемещаемые эффекты, они не ограничены его дальностью, если в описании заклинания не указано иное.

Компоненты

Компоненты заклинания — это физические требования, которым должен соответствовать заклинатель, чтобы сотворить это заклинание. Описание каждого заклинания указывает, требуются ли для него вербальные (В), соматические (С) или материальные (М) компоненты. Если заклинатель не может предоставить один или несколько компонентов заклинания, он не может сотворить заклинание.

Вербальный (V)

Вербальный компонент — это скандирование эзотерических слов, которые для непосвященных звучат как бессмыслица. Слова должны быть произнесены нормальным голосом. Сами по себе слова не являются источником силы заклинания; скорее, определённая комбинация звуков с определённой высотой тона и резонансом приводит нити магии в движение. Таким образом, существо с заткнутым ртом или находящееся в области магической тишины, не может сотворить заклинание с вербальным компонентом.

Соматический (С)

Соматический компонент — это активная жестикуляция или сложный набор жестов. Для выполнения этих движений заклинатель должен использовать хотя бы одну руку.

Материальный (М)

Материальный компонент — это определённый материал, используемый при сотворении заклинания, как указано в скобках в пункте «Компоненты». Эти материалы не расходуются заклинанием, если в описании заклинания не указано иное. Заклинатель должен иметь свободную руку для доступа к ним, но это может быть та же рука, которая используется для выполнения Соматических компонентов, если таковые имеются.

Если заклинание не расходует материалы и не указывает их стоимость, заклинатель может использовать Мешочек с компонентами (см. главу 6) вместо предоставления материалов, указанных в заклинании, или заклинатель может заменить его Магической фокусировкой, если у заклинателя есть умение, позволяющее это делать. Для использования Мешочка с компонентами, у вас должна быть свободная рука, чтобы дотянуться до него, а для использования Магической фокусировки вы должны держать её, если в её описании не указано иное (см. описание в главе 6).

Длительность

Длительность заклинания — это период времени, в течение которого заклинание действует после сотворения. Длительность обычно принимает одну из следующих форм:

Концентрация. Длительность, требующая Концентрации, использует правила Концентрации. (см. глоссарий правил).

Мгновенно. Мгновенная длительность означает, что магия заклинания проявляется лишь на мгновение, а затем исчезает.

Временной промежуток. Длительность, указывающая временной промежуток, определяет, как долго заклинание длится в раундах, минутах, часах и т. п. Например, в пункте «Длительность» может быть указано «1 минута», что означает, что заклинание заканчивается по истечении 1 минуты. Пока действует заклинание, ограниченное временным промежутком, вы можете отменить его (никаких действий не требуется), если у вас нет состояния Недееспособен.

Эффекты

Эффекты заклинания подробно описаны после указания его длительности. Эти детали точно описывают действие заклинания, игнорирующего обычные физические законы; любые результаты, выходящие за рамки этих эффектов, находятся в компетенции Мастера. Какими бы ни были эти эффекты, они обычно описывают цели, спасброски, броски атаки или всё вместе. Каждый из этих элементов подробно описан ниже.

Цели

Типичное заклинание требует от заклинателя выбрать одну или несколько целей, на которые будет воздействовать магия заклинания. Описание заклинания указывает, направлено ли заклинание на существ, предметы или что-то ещё.

Свободный путь к цели. Чтобы нацелить заклинание на что-либо, заклинатель должен иметь свободный путь к нему, поэтому он не должен находиться за Полным укрытием.

Нацеливание на себя. Если заклинание нацелено на существо по вашему выбору, вы можете выбрать себя, если только существо не должно быть Враждебным или конкретным существом, отличным от вас.

Области воздействия. Некоторые заклинания, такие как Волна грома, покрывают область, называемую областью воздействия, определение которой есть в глоссарии правил. Область определяет, на что воздействует заклинание. Описание заклинания указывает, имеет ли оно область воздействия, которая обычно имеет одну из следующих форм: Конус, Куб, Цилиндр, Эманация, Линия, или Сфера.

Осознание того, что вы стали целью. Если заклинание не имеет ощутимого эффекта, существо не знает, что оно стало целью заклинания. Эффект вроде молнии очевиден, но более тонкий эффект, такой как попытка прочитать мысли, остаётся незамеченным, если только в описании заклинания не указано иное.

Недопустимые цели. Если вы творите заклинание на цель, на которую оно не может повлиять, с этой целью ничего не происходит, но если вы использовали ячейку для сотворения заклинания, то ячейка всё равно будет потрачена.

Если заклинание обычно не оказывает никакого эффекта на цель, которая успешно прошла спасбросок, то недопустимая цель, выглядит так, словно успешно прошла спасбросок, даже если она его не совершала (и нет никакого намёка на то, что существо является недопустимой целью). В противном случае вы считаете, что заклинание не оказало никакого воздействия на цель.

Спасброски

Во многих заклинаниях указывается, что цель должна совершить спасбросок, чтобы избежать некоторых или всех эффектов заклинания. Заклинание определяет характеристику, которую цель использует для спаса, а также то, что происходит в случае успеха или провала. Вот как рассчитать СЛ для ваших заклинаний:

СЛ спасброска от заклинания = 8 + ваш модификатор заклинательной характеристики + ваш Бонус владения

Броски атаки

Некоторые заклинания требуют от заклинателя совершить бросок атаки, чтобы определить, попадает ли заклинание в цель. Вот как рассчитать модификатор атаки для ваших заклинаний:

Модификатор атаки заклинанием = ваш модификатор заклинательной характеристики + ваш Бонус владения

Объединение эффектов заклинаний

Эффекты разных заклинаний складываются, а их длительность пересекается. Напротив, эффекты одного и того же заклинания, применённого несколько раз, не суммируются. Вместо этого наиболее мощный эффект — например, наивысший бонус — от этих заклинаний применяется, пока их длительность пересекается. Самый последний эффект применяется, если заклинания одинаково сильны и их длительность пересекается. Например, если два Жреца сотворят заклинание Благословение на одну и ту же цель, эта цель получает преимущество заклинания только один раз; цель не получает две бонусных кости. Но если длительность заклинаний пересекается, эффект продолжается до тех пор, пока не закончится длительность второго Благословения.